Э. Анри-Сафье, И. З. Белобровцева, Н. А. Богомолов и др.; сост. Н. Я. Букс, Е. Н. Пенская; отв. ред. Е. Я. Курганов; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. — 463, [1] с. — 300 экз. — ISBN 978-5-7598-1593-8 (в пер.). — ISBN 978-5-7598-1655-3. Коллективная монография представляет собой первое в истории литературы многоаспектное исследование русской развлекательной культуры Серебряного века. В книгу также включены малоизвестные и никогда не публиковавшиеся ранее тексты из репертуара кабаре и театра миниатюр.
Содержание Букс Н., Пенская Е. От составителей ..................................................................................... 5 Букс Н. Вводный очерк ............................................................................................................ 8 ЧАСТЬ I. РАЗВЛЕЧЕНИЕ И РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ: PRO ET CONTRA Богомолов Н. Символическое жизнетворчество как развлечение ...................................... 19 Магомедова Д. Развлечение или инфернальный локус? ....................................................... 31 Юргенсон Л. Толстой: критика культуры развлечения в европейском контексте ................ 45 ЧАСТЬ II. ЖАНРЫ И ФОРМЫ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Головин В. Детские журналы Серебряного века: поэтика развлечений .................................. 63 Белобровцева И. Юрий Слёзкин: между массовой литературой и литературой масс ............ 84 Лощилов И. «Купидоновы проказы» (1913): Мисс и Потёмкин .............................................. 102 Обатнин Г. Женская культура как развлечение мужчин .......................................................... 134 Пенская Е. «Бумажный театр»: фельетонные буффонады Виктора Буренина ........................ 158 Трубецкая Л. «Хаджи-Мурат» на музыкальной сцене ………...……………...................198
Нежинская Р. Танец как форма развлечения: праздник Ирода и танец Саломеи в русской культуре Серебряного века ................................ 206
Нусинова Н. От бестселлеров литературы Cеребряного века к кинохитам и авторскому стилю в кино: фильм «Ключи счастья» Я. Протазанова и В. Гардина по одноименному роману А. Вербицкой .................................................................................. 222
Руднев В. Эквиваленты звука в немом кино ............................................................................ 235 ЧАСТЬ III. РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДОМИНАНТА НОВОГО ТЕАТРА Анри-Сафье Э. «Веселые вечера» «художественников»: о капустниках МХТ в первое десятилетие ХХ века ................................................................................................... 249 Тименчик Р. К истории русского кабаре ..................................................................................... 275 Букс Н. Феномен Чуж-Чуженина: юрист на кабаретной сцене ................................................ 295 Ичин К. Театрократия Н. Евреинова и «Кривое зеркало» ......................................................... 357 Брызгалова Е. Творчество сатириконцев и русская эстрада .................................................... 375
Шубинский В. Владислав Ходасевич и писатели его круга в театре миниатюр «Летучая мышь» ......................................................................................................................... 385
Лопатин А. М.М. Фокин и Вс.Э. Мейерхольд — авторы неосуществленного балета-пантомимы «Лебедь» (1910–1912) .............................................................................. 407 Дмитриев О. Наброски о летних театрах Серебряного века ..................................................... 426 Сведения об авторах .................................................................................................................... 455